Поездка в Оренбургскую область

На днях группа ученых-историков и краеведов – активистов Общества татарских краеведов Республики Татарстан вернулись из Оренбургской области,где они посетили и познакомились с коллегами из татарских сел Сакмарского и Переволоцкого районов. О некоторых конкретных итогах поездки рассказал руководитель научно-краеведческой группы ,председатель Общества татарских краеведов РТ.первый заместитель Председателя Совета Всероссийского Общества татарских краеведов при Исполкоме Всемирного конгресса татар, заслуженный деятель науки РТ Альберт Ахметжанович Бурханов:

– Основной задачей поездки нашей научно-краеведческой группы являлась знакомство и сбор материалов по истории татарских сел Оренбуржья и налаживание реальных контактов с татарскими краеведами ,проживающими в селах региона, с целью дальнейшей деятельности в развития историко-краеведческой работы и изучения истории деревень.

Мы побывали в селах Верхние Чебенки, Нижние Чебенки и Татарская Каргала Сакмарского района, Чесноковка и Зубочистка Переволоцкого района. В частности, в селе Верхние Чебенки мы интересовались жизнью и деятельностью уроженцев и известных сельчан. Ознакомились материалами школьного краеведческого музея, посетили сельское кладбище с намогильными плитами. В селе Нижние Чебенки, расположенном в 6 км от с. Верхние Чебенки, мы встретились со старожилами и собрали факты об истории села в советский период, посетили местное кладбище,где зафиксировали намогильные плиты XIX-начала XX вв. с эпитафиями на старотатарском и арабском языках. Пользуясь случаем особо хотелось поблагодарить жителей названных сел Н.Ф.Хайбуллина, И.А.Рахимкулова, З.Ф.Биккужину, М.Р. Ишмухаметова и Амину ханым Ишмухаметову за помощь и теплый прием. В селах Чесноковка и Зубочистка Переволоцкого района живут татары-мусульмане, предки которых в начале были лашманами и в конце XIX века были причислены казачьим войскам, В селе Чесноковка мы встретились местными краеведами,посетили в местное мусульманское кладбище и мечеть,а также участвовали в открытии праздника Сабантуй-2018.Особо была интересна и плодотворна встреча с Р.Ф.Кушмухаметовым. Рашит Файзрахманович с 1965 по 1991 годы проходил службу в Советской Армии. После ухода в отставку подполковник Р.Ф.Кушмухаметов занялся историей региона и села. Им подготовлены и изданы 7 историко-краеведческих книг. В частности в 2017 году им была подготовлена и издана в Оренбурге книга «Опаленные войной страницы Приуралья»(130 с..). В книге автор рассматривает многие стороны социальной жизни и экономики казачьих(татарских) общин: хозяйственная деятельность, воинская служба, быт и повседневная жизнь татар-казаков. Здесь характеризуются интересные материалы истории села с конца XVIII века по настоящее время. Книга богата иллюстрирована фотоматериалами и копиями документов. Особо интересны были встречи и круглые столы с участием казанских ученых и краеведов с жителями села Татарская Каргала Сакмарского района Оренбургской области. В связи с организацией этих встреч и посещением достопримечательностей села Татарская Каргала и его окрестностей хочу особо поблагодарить главу сельского поселения Тат.Каргала Талгата Асхатовича Хасанова, а также имама мечети Куш Манара Халиулла хазрата (Р.Ф.Файзуллина), известного краеведа и бизнесмена Анвара Рашитовича Искандерова (автора многих книг по истории села Тат. Каргала и региона)и директора Татарско-Каргалинской СОШ Таухиду Фаритовну Низамутдинову Благодаря их поддержки мы сумели посетить и познакомиться с археологическим обьектом в окрестностях села — уникальным курганом, осмотрели часть огромной территории татарско-мусульманских кладбищ с многочисленными намогильными плитами с эпитафиями и тамгами различных типов XVIII — начала XX вв. (их на этой территории не менее 5-6 тыс.),обследовали остатки архитектурных объектов -масштабной водяной мельницы, торговых рядов ,здания обновленного медресе и мечети Куш Манара, познакомились с коллективом Татаро-Каргалинской школы и посетили школьный краеведческий музей. В ходе встреч и круглых столов были подняты и обсуждены вопросы дальнейшего фундаментального научного изучения, реального сохранения и практического использования(в том числе в рамках развития туризма и воспитания молодого поколения к любви к родному краю) объектов природы и историко-культурного наследия ,написания истории татарских сел региона, подготовки и проведения научно-практических ,историко-краеведческих конференций по истории татар Оренбургского региона. В связи с вышеизложенным, в краткой форме напомним историю села. Село Татарская Каргала(Каргалинская слобода, Сеитова слобода, Сеитовский посад) — одно из старинных и исторических татарских сел не только в Волго-Уралье, но и во всей Евразии, и его основание связано с началом нового этапа торговых связей с регионами Средней Азии и Востока. Основано было село 19 сентября 1744 года выходцами из Казанской губернии во главе Сагидом Хаялиным и его сыновьями. Правительство выдало ему указ-грамоту, определяющую условия поселения, территорию и льготы. Поселение стало называться от имени основателя-Сагитова слобода, позже Сеитова слобода(Сеитов посад),а ныне Татарская Каргала. Первоначапльно основная часть населения занималась земледелием. В центре посадва было возведено здание ратуши -совета, было 11 мечетей, при каждой из них действовала школо-медресе. В 1752-1758 гг. каргалинские торговые татары были более самостоятельны и богаты чем оренбургские купцы. По данным П.И.Рычкова в 176щ году в посаде насчитывалось более 300 дворов. Кроме казанских татар здесь поселялись выходцы из Средней Азии и Хан-Кермана9г.Касимов на реке Оке).В окрестностях села также разрабатывались медные песчанники для Оренбургских и других уральских заводов. В 1897 году в посаде числилось 13 тысяч дворов. Действовали 10 мечетей. В этом городке проживали татары, башкиры, семьи казахов-кочевников, перешедших на службу к богатым купцам, а также бухарцы,хивинцы,лезгины,хорасанцы,кашгарцы,персы и арабы. Город состоял сначала из двух частей -предместий Каргалинское и Сакмарское,а позже появилось третье – Дунайское.Кроме мечетей здесь было много деревянных и каменных зданий и сооружений. До наших дней сохранились склады бакалейной торговли, дом Хаялина, полуразрушенные лавки-магазины и склады. В городе было развито и ремесло. Жители добывли камень для строительства зданий в Каргале и Оренбурге. Беглые крестьяне ,не имевшие никаких льгот, были заняты в производстве кирпича-сырца, в чугуноварении, в лесосплаве, на мельницах, каменоломнях, местные мастера добротно строили здания, шили обувь и ,одежду и головные уборы, возделывали кожу и делали мебель. Занимались они ювелиным искусством разных видов. До XIX века учащиеся получали религиозное образование, затем здесь открывапются и новометодные школы. Обучение до конца XIX века велось в основном по рукописным книгам. Многие книги привозились из Бухары. В 1899 году здесь открылись летние курсы для учителей, где прибывшие из разных окраин Российской империи преподавателей учили к новым методам обучения. Обучались здесь и представители из Средней Азии и других регионов Азии. В настоящее время в селе Татарская Каргала действуют три мечети: две исторические- Куш Манара и Ак мечеть, а также новая — Ас-Салям. Сельчане по-прежнему занимаются сельским производством: вырашивают овощи, другие сельхозпродукты, держат скот,активно развито пчеловодство.Продукты сельскохозяйственного производства реализуются в основном в Оренбурге,расположенном в 12 км от с. Татарская Каргала. Значительная часть населения работает в учреждениях и предприятиях г.Оренбурга. Учащиеся Татаро-Каргалинской школы активно занимаются краеведением, занимают призовые места во всех олимпиадах и конкурсах по разным предметам, которые проводятся в Оренбурге, Казани ,Москве и других регионах.

Комментарий язарга